Некоторые способы оценки рабочих характеристик шин
2024-07-31
3534
Несмотря на пессимистичные прогнозы скептиков, звучащие в недалёком прошлом, в нашей стране не наблюдается острый дефицит автопокрышек. Просто российский рынок шин за последние два года в значительной степени переориентировался с Запада на Восток, вследствие чего у нас появились новые модели, выпускаемые десятками ранее неизвестных китайских производителей. Между прочим, сейчас многие китайские шины могут похвастаться очень приличным качеством. И вот здесь возникает интересный вопрос: а как оценивается добротность изготовления и рабочие характеристики той или иной модели шины?
Стендовые испытания – это отдельная стезя, на них в лабораторных условиях с помощью специальных устройств терзают шины вплоть до их разрушения запредельными нагрузками с приложением усилий по разным направлениям. Разумеется, целью стендовых испытаний является не только прочностные характеристики шин, но и, к примеру, так называемая силовая неоднородность, а также статическая и динамическая неуравновешенность.
Для водителя, то есть для конечного пользователя автомобильных шин, гораздо ближе и понятнее результаты реальных ездовых испытаний.
Большой популярностью отличаются сравнительные тесты моделей от разных производителей в какой-то одной, заранее выбранной размерности. Естественно, что проверка летних и зимних вариантов автомобильной «обуви» проходит в различных условиях.
Если говорить о лете, то влияние шин на управляемость автомобиля оценивается при прохождении кольцевого, замкнутого маршрута с извилистой траекторией на максимально возможной скорости. В таком упражнении противозаносную или противобуксовочную систему принято отключать для того, чтобы испытателю было проще уловить предельные возможности шин и их влияние на поведение автомобиля. Ведь не секрет, что на одной модели покрышек автомашина может демонстрировать явно недостаточную поворачиваемость, стремясь в критической ситуации перейти в неконтролируемый снос передней части. И тут же, после смены комплекта шин на другую модель, тот же самый автомобиль начинает практически идеально слушаться руля. Под сброс «газа» машина сама охотно заныривает в поворот, ну, а под тягой она плавно распрямляет траекторию. Такая история в сравнительных тестах не редкость. Но ведь случается и третий вариант. Это когда с установкой очередного комплекта иной модели шин тестовый автомобиль становится, можно сказать, чрезмерно заносчивым. Склонность к раскачке и даже к заносу задней части авто, во-первых, утомительна для водителя, а во-вторых, такая манера управляемости попросту опасна. Поэтому оценка влияния шин на поведение транспортного средства при движении по замкнутому маршруту имеет серьёзную практическую ценность.
Ещё одно, тоже важное упражнение подразумевает замер длины тормозного пути отдельно на сухом и на мокром асфальте. На мокрой дороге с использованием антиблокировочной системы тормозов фиксируется тормозной путь от начальной скорости 80 км/час до конечной скорости 5 км/час. А на сухом асфальте водителю-испытателю предписано тормозить «в пол» со скорости 100 км/час вплоть до той же скорости пешехода. Результаты предельно наглядны.
Не менее зрелищно выглядит со стороны процедура замера скорости начала аквапланирования. Автомобиль примерно на 70 км/час влетает в длинную ложбину с водой шириной около метра, причем только правыми колёсами. В это время левые колёса катятся исключительно по чистому асфальту. После въезда на мерный участок водитель полностью нажимает на акселератор. Скорость автомобиля растёт до тех пор, пока ведущее правое колесо не всплывёт на водяном слое и не начнёт пробуксовывать. Эта величина, после которой машина уже не сможет дальше разгоняться, фиксируется на выходе из «ванны» с водой. Конкретное значение с точностью до десятых долей километра в час является критерием для оценки данной модели шины в указанной дисциплине.
Максимально возможная скорость выполнения манёвра определяется также и в ходе выполнения так называемой переставки. Задача водителя – как можно быстрее переместить, переставить автомобиль с одной полосы движения на другую. Нужно увернуться от сигнальных конусов, словно от внезапно возникшего препятствия, да ещё после этого остаться в пределах соседней полосы: такую возможность на хорошем ходу способны предоставить только качественные и цепкие шины. Замеры скорости на переставке принято выполнять, как и все другие упражнения, многократно, причём как на сухом, так и на мокром асфальте.
Не менее объективным показателем совершенства конструкции шин считается время прохождения круга диаметром 50 метров в условиях мокрой трассы. На таком испытании электронные датчики фиксируют результат с точностью до одной десятой доли секунды.
Замеры уровня шума, а также оценка плавности хода тоже входят в перечень важных параметров для потребителя. Действительно, кому захочется ездить на гулких и тряских шинах?
Шкала измерений твёрдости резины по Шору в условиях единицах даёт возможность прогноза не только по сцепным характеристикам шин, но и по их предполагаемому ресурсу.
Вот так, можно сказать, по крупицам формируется общая картина работы испытанных шин в реальных дорожных условиях.
И-да, ещё не забудем про выбег автомобиля до полной остановки со скорости 50 км/час. Ведь чем легче катится автомобиль, тем экономнее расходуется горючее; и это тоже напрямую связано с шинами.
В завершение стоит упомянуть упражнение под названием «двойная переставка» или «лосиный тест». Действия водителя имитируют ситуацию объезда внезапно выбежавшего на дорогу лося. А термин «двойная переставка» означает быстрый выезд на соседнюю полосу с не менее быстрым возвратом на свою первоначально выбранную полоску дороги. Само собой, длина мерных участков здесь тоже строго регламентирована. Чем выше скорость выполнения манёвра, тем лучше работают шины.
Поэтому непосредственно перед поездкой в фирменный шинный центр для покупки нового комплекса авторезины рекомендую внимательно проштудировать результаты сравнительных испытаний шин разных производителей в выбранной вами размерности и в подходящей для вас ценовой категории. Так будет проще сделать наилучший выбор из того, что имеется в продаже.
Желаю, чтобы вам никогда не приходилось не по своей воле испытывать предельные возможности ваших шин! Счастливого вам пути за рулём технически исправного автомобиля!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович