Предпочтения при выборе шин для зимних дорог
2024-12-24
2862
Сравнение выбора обуви для человека с выбором шин для автомобиля нельзя назвать чем-то необычным, но во многих случаях именно такая параллель помогает лучше понять логику правильного подбора. Очевидно, что для прогулок по неровной пересеченной местности хорошо приспособлены кроссовки на толстой подошве, зато по гладким тротуарам удобнее шагать в лёгоньких туфлях из тонкой и мягкой кожи.
Точно так же для езды по намёрзшим снежно-ледяным шишкам предпочтительные использовать шины с высоким профилем, мясистые боковины которых эффективно гасят удары и толчки от неровностей. А при совсем плохом состоянии проезжей части самыми эластичными и самыми крепкими, как ни странно, оказываются шины устаревшей конструкции с диагональным расположением нитей корда. Напомню, что в радиальных шинах все ниточки корда располагаются параллельно, одна к одной, строго по радиусу колеса, а вот в диагональных покрышках они перекрещиваются по диагонали между собой. Соответственно, диагональные шины, несмотря на их увеличенную массу и худшую экономичность, гораздо лучше амортизируют удары от острых неровностей. Прибавьте к этой важной особенности повышенную прочность боковин, и вы поймёте, почему при частой эксплуатации автомобиля на корявых дорогах и при плановых поездках по бездорожью комплектация машины модными низкопрофильными широченными «тапками» становится явно нелепой. В качестве примера можно привести "УАЗик" с его старинными диагональными шинами на пятнадцатидюймовых колёсах и, как противопоставление, «Порше-Кайенн» с эффектными двадцатидвухдюймовыми «катками» при высоте профиля шины в 30%.
Да, это две крайности, но между ними существует куча вариантов в промежуточных размерностях. И одна из указанных машин будет неуязвима на плохих дорогах и вне дорог, а другая блеснёт потрясающей цепкостью на исключительно ровном асфальте. Но когда маршруты разнообразны, предпочтительнее компромисс. Поэтому, выбирая себе новый комплект, надо учитывать состояние дорожного покрытия в тех направлениях, по которым вам преимущественно приходится ездить.
На мой взгляд, в нашем регионе с его резко континентальным климатом и труднопредсказуемым количеством осадков для зимы желательно брать шины поуже и повыше, а к лету можно переходить на более широкую и слегка заниженную резину. Естественно, внешний диаметр шины как в зимний, так и в летний сезон должен оставаться неизменным. Здесь допустимые отклонения невелики: плюс-минус несколько миллиметров. А «поиграть» соотношением ширины профиля с его высотой можно за счёт двух комплектов колёс; многие автовладельцы именно так и делают. Одни -побольше (допустим, семнадцатидюймовые) будут хороши для лета, а шины с посадочным диаметром колеса в шестнадцать дюймов при подобном выборе целесообразно эксплуатировать только на зимних дорогах.
Допустимые комбинации ключевых параметров колёс и шин можно найти в заводской инструкции к автомобилю. Малоопытные автовладельцы за дельным советом по приобретению оптимальных моделей колёс и шин всегда могут обратиться к специально обученным людям в торговых залах фирменных шинных центров.
Однако и при тщательном соблюдении всех рекомендаций по геометрическим параметрам здесь есть одно «но». На транспортных средствах категорий M1 и N1 в холодный период года с 1 декабря (можно раньше, но не позже) должны быть установлены зимние шины, это понятно. Однако не все знают о том, что пункт 5.2 из перечня неисправностей, включенного в правила дорожного движения, запрещает ставить на одну ось шипованные, а на другую нешипованные колёса. Иными словами, все четыре либо "липучка", либо шипы. Денежный штраф за нарушение этого требования и даже помещение автомобиля на штрафную стоянку являются не самыми плохими последствиями езды на таких разномастных шинах.
Может быть гораздо хуже, когда машину с опасным набором из шипованных и нешипованных покрышек неожиданно крутанёт на скользком участке дороги. Экономия на покупке двух шин в данном случае точно недопустима. А пункт 5.8 из вышеупомянутого серьёзного документа вводит ещё один запрет. Нельзя ездить от слова «совсем», если на одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной) с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и не зимние, новые и восстановленные, новые и с углублённым рисунком протектора. Это - дословная выдержка из текста.
Справедливости ради надо сказать, что указанные требования не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины. То есть доехать до места ремонта или замены повреждённой покрышки на так называемой «докатке» можно, но только осторожно. Ведь даже с одной, по сути, летней и жёсткой на холоде шиной, при наличии трёх остальных шипованных покрышек всегда есть риск поскользнуться и потерять контроль над автомобилем, особенно на гололёде. И предсказуемое увеличение тормозного пути вместе с нарушением его устойчивости при попытке экстренного замедления тоже создаёт угрозу безопасности движения. Кроме этого, есть повод напомнить о необходимости подкачки шин при резком понижении температуры окружающего воздуха. Законы физики не обойти: сжатый воздух внутри замкнутого объёма на холоде заметно уменьшает своё давление.
А езда с пониженным давлением, приводит и к росту расхода топлива, и к увеличению деформации боковин, которые на сильном морозе могут попросту изломаться. Не надо забывать и о повышенной хрупкости резины в отдельных моделях шин, не все покрышки обладают достаточной морозостойкостью. Поэтому в особо холодные дни вовремя подкачиваем шины и ездим без спешки, не допуская перегрузки автомобиля.
Счастливого Вам пути без проколов и разрушения шинна сложных зимних дорогах!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович