Тряска, вибрация и излишняя свобода колёс: почему это плохо для шины?
2024-12-02
10156
В одной из недавних публикаций мы подробно разбирали взаимосвязь между неэффективной работой шин и плохим состоянием амортизаторов.
А между тем не только негодные амортизаторы способны провоцировать надоедливую вибрацию и тряску колёс при движении, вследствие чего существенно ухудшается сцепление шин с дорогой. Неравномерное распределение массы колеса по его окружности при определённых скоростях вызывает ежесекундные «приплясывание» колеса по вертикали. Так проявляет себя статический дисбаланс, когда перетяжелён только один из участков шины или же всего колеса. Ещё хуже, если неуравновешенность колеса в сборе характеризуется наличием сразу двух особо тяжёлых частей, расположенных в плоскости вращения по диагонали. При этом один наиболее увесистый сегмент располагается с внутренней стороны колеса, а другой наискосок от него, снаружи.
Таким образом на ходу определяется признак уже не статического, а динамического дисбаланса, от которого начинаются поперечные автоколебания колеса. Если хоть одно колесо с динамическим нарушением балансировки окажется на передней оси, то в такой ситуации можно ожидать появление и нарастание угрожающей циклической раскачки руля в руках перепуганного водителя.
С двумя неуравновешенными передними колёсами тряска всех сочленений в рулевом механизме, естественно, будет больше. По аналогии с некогда популярным на Западе танцем опасные автоколебания передних колёс обрели звучное название – «шимми». Понятное дело: всё, что мешает колесу плавно и равномерно катиться, однозначно ухудшает сцепление шины с опорной поверхностью.
А отсюда следует и увеличение остановочного пути при экстренном торможении, и неуверенное поведение автомобиля во время разгона, и слишком раннее соскальзывание с траектории виража при попытке чуть более быстрого движения на повороте. Поэтому, если вы чувствуете неприятную дрожь и вибрацию, исходящую от колёс, безотлагательно навестите ближайшую шиномонтажную мастерскую. Причиной появления дисбаланса может стать потеря балансировочных грузиков, например, после посещения автомойки с особо усердным сотрудником. Сбить струёй воды под высоким давлением с внутренней полки обода плохо приклеенный грузик вместе с налипшей грязью очень легко. Такая утрата чаще всего остаётся попросту незамеченной. Однако при отрицательных температурах воздуха, особенно в заснеженных местах, водитель может сам спровоцировать внезапное нарушение балансировки колеса. Достаточно заехать в глубокий снег, чтобы на ободе налипло изрядное количество снежной массы. А когда диск колеса слегка разогрет от работы тормозов, налипший снег превращается в прочную ледяную корку. После такого «приключения» тряска разбалансированных колёс на ходу иногда становится просто невыносимой. О какой нормальной работе шин может идти речь, когда машину во время движения колотит, как в лихорадке?
Рецепт «лечения» в данном случае совсем несложен. Если не получается удалить прилипшие комки снега с помощью подручных средств, то надо заехать на какое-то время для оттаивания в тепло. Как вариант – на внеочередную мойку автомобиля.
Есть и другая причина вибрации колёс на ходу даже в идеально отбалансированном состоянии.
Дело в том, что не каждое колёсико плотно садится своим центральным отверстием на выступающую часть ступицы. Из-за этого при затяжке крепежа возможно смещение диска в сторону за счёт излишней свободы ещё и в отверстиях для болтов или гаек. Для точной центровки собранного колеса в продаже имеются специальные разноцветные пластиковые центрирующие кольца, которые нужно подобрать по внутреннему и наружному размеру. С помощью совсем недорогого пластикового колечка – переходника вы избавитесь от неприятной вибрации. Важнее другое: отцентрированное на ступице колесо позволит шине работать с максимально возможной эффективностью при условии, что все остальные параметры у неё и вокруг неё тоже находятся в полном порядке.
Вышесказанное напрямую относится и к резинометаллическим втулкам в автомобильной подвеске. Их состояние влияет как на износ шин, так и на сцепление покрышки с дорогой.
Не зря говорят, что в этом мире нет ничего вечного.
Даже самые выносливые литые резинометаллические детали постепенно размягчаются многочисленными усталостными трещинами. Полный разрыв резинового слоя между наружной и внутренней стальной втулкой является крайним случаем, который сопровождается сильным скрипом при проезде неровностей. Однако и с неразрушенными, но уже дряблыми потрескавшимися сайлентблоками ведущие колёса автомобиля тоже получают ненужную степень свободы на чрезмерно болтающихся рычагах.
Простая ситуация: водитель нажал на педаль акселератора, и колёса под тягой тут же стремятся словно съехаться, сойтись в перспективе друг с другом, выбирая люфты в подвеске и чересчур увеличивая своё схождение. Ну, а при сборе «газа» хоть в режиме торможения двигателем, хоть при задействовании рабочей тормозной системы та же пара колёс разъезжается в разные стороны опять-таки по причине износа сайлентблоков.
Сильно «гуляющие» то вперёд, то назад внешние края поперечных рычагов подвески чаще всего встречаются в конструкциях с массивным задним резинометаллическим элементом при вертикально ориентированных стальных втулках.
И, что характерно, при наличии усталостных трещинок в сайлентблоках настройка шасси на стенде без замены дефектных деталей не даёт положительного результата. Ведь в статике при измерении углов установки колёс все параметры могут быть в норме, а вот под тягой, при торможении или на виражах колёса будут то расходиться, то сходиться с таким размахом, что немедленно проявится ухудшением управляемости и устойчивости. Итак, для нормальной работы шин уделяем пристальное внимание подвеске! Желаю Вам только счастливого пути на технически исправном автомобиле!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович