• Шины Грузовые/Спец/Сельх.
  • Шины Легковые
  • Мото/Вело/Квадро шины
  • Диски Легковые
  • Диски Грузовые
Шины Грузовые/Спец/Сельх.
Шины Легковые
Мото/Вело/Квадро шины
Диски Легковые
Диски Грузовые

Взаимопомощь между водителем и шинами: о правилах защитного вождения

2025-03-03

1010

Новость
Новость

Календарное начало весны в Сибири – понятие весьма условное. Как поговаривали в старину: «Марток ещё заставит надеть двое парток!»

Действительно, в марте не редкость и обильные снегопады, и гололёдные явления. В таких непростых погодных условиях особенно важны навыки управления транспортным средством на скользкой дороге. Ведь для каждого водителя автомобиль и его шины – это, можно сказать, профессиональный инструмент, которым надо уметь правильно пользоваться.

Некоторые автовладельцы под лучами весеннего солнышка на подсыхающем асфальте слишком рано расслабляются за рулём, уповая на приобретённый зимой опыт. А между тем нужно помнить и про обилие мест, в которых очень легко поскользнуться.

Плохо различимое изменение состояния с виду чистого асфальта от весьма высокого коэффициента сцепления до его минимальных значений может произойти внезапно, буквально в одну секунду.

Пример – выезд с освещённого солнцем сухого участка в тень от многоэтажного здания или выезд на продуваемый всеми ветрами мост, путепровод либо дорожную эстакаду. Так называемый «черный» ледок, нередко присутствующий в таких местах ночью и поутру, коварен тем, что за него толком не могут зацепиться ни твердосплавные шипы, ни многочисленные мелкие прорези на фрикционных шинах – «липучках». В условиях больших суточных перепадов температур от «минуса» к «плюсу» и обратно не теряйте бдительности за рулём и заблаговременно снижайте скорость при сомнениях в состоянии проезжей части. При промашке в выборе скорости особенно опасны правые виражи, на которых неожиданное начало сноса передних колёс либо занос задней оси приводят к неудержимому соскальзыванию автомобиля на встречную полосу. Да, на шины можно и нужно полагаться, но нельзя переоценивать их возможности. Именно поэтому сейчас всё активнее, в том числе и в нашей стране, пропагандируется тактика защитного вождения.

В отличие от контраварийной подготовки, которая учит умению восстанавливать контроль над автомобилем при нарушении стабильности его движения в разнообразных острых ситуациях, смысл защитной манеры вождения заключается в том, чтобы в такие ситуации вообще не попадать.

Иными словами, применительно к нашей тематике, на шины надейся, но сам не плошай!

Смотри дальше, оценивай обстановку заранее, не гони «лошадей» и своевременно приступай к выполнению намеченных действий. Например, одно из правил защитного вождения рекомендует всегда тормозить одинаково плавно, независимо от времени года. Заблаговременное лёгкое нажатие на педаль тормоза обозначит ваше намерение снизить скорость и, может быть, вскоре остановиться. Это полезное предупреждение для едущих за вами водителей. Кроме того, плавное замедление поможет умерить пыл не в меру лихого ездока, который, быстро сокращая дистанцию, накатывается на вас сзади. Другим способом подстраховки от возможного удара в задний бампер является привычка оставлять гарантированный запас пространства до остановившегося перед вами транспортного средства. Тут всё просто: вы должны видеть пятно контакта задних колёс с дорогой у той машины, что стоит впереди. Это даёт возможность в случае чего свободно объехать заглохший перед вами автомобиль. Второй момент: если вы уже стоите на месте и видите в зеркале заднего вида быстро приближающуюся автомашину, водитель которой явно не успевает затормозить, то вам можно резко двинуться на пару метров вперёд, поскольку место ещё есть. Тем самым зачастую удаётся либо смягчить последствия попутного столкновения, либо вообще избежать повреждений от удара сзади.

Кстати, с этой же профилактической целью рекомендуется на автомобиле с механической коробкой передач держать нажатой педаль сцепления, а первую передачу включённой или же не выключать селектор автоматической трансмиссии из положения «D» до тех пор, пока за вами на перекрёстке не остановится следующая автомашина. Цель всё та же, без заминки тронуться с места, если вы увидите угрозу наезда сзади. А вот когда попутчик уже стоит на месте, можете пожеланию переключиться в нейтраль и отпустить педаль сцепления на автомобиле с «механикой». Смысл рекомендации во многом сводится к тому, что нельзя полностью доверять сцепным качествам своих шин и уж тем более неизвестному состоянию шин у ваших соседей по транспортному потоку. Кроме того, ближе к окончанию зимы всё чаще возникают и другие случаи, когда шины тоже не справляются с возложенной на них работой. К примеру, на участках, где вовремя не убирают снег, нередко накатываются глубокие колеи с обледенелыми краями. Из-за этого двум встречным автомобилям бывает сложно разъехаться во дворах. Вывернутые до упора передние колёса упрямо скользят при движении хоть вперёд, хоть назад, никак не желая выбираться на соседнее пространство с большей свободой для манёвра.

В таких ситуациях порой даже самым хорошим шинам с максимальным количеством шипов требуется помощь водителя. Для выезда из ледяных желобов нужно двигаться по колее со скоростью не более десяти километров в час. Если вы хотите выехать в правую сторону, то в намеченном месте надо быстро вывернуть руль сначала вправо, потом без заминки повернуть его круто влево и вновь, не задерживаясь ни на секунду, перенацелить колёса к правой обочине. Таким образом, оттолкнувшись сначала от правой, а затем от левой стенки колеи, вы сможете за счёт упругости шин создать хороший толчок в поперечном направлении. А ещё быстрой тройной перекладкой руля вы формируете направленный поперёк мощного импульса инерции для передней части автомобиля. Эффект очевиден: ведь, как правило, впереди находится довольно тяжёлый двигатель, который усиливает тот самый толчок от колёс, уткнувшихся пред этим в левую кромку колеи благодаря старательному вращению руля по вышеописанной схеме.

Для выезда в левую сторону из колеи все действия выполняются точно так же, но в иной последовательности: влево-вправо и снова влево. После небольшой тренировки у вас всё получится. Вы удивитесь – насколько легко можно выбраться из ледяного плена. Ну, а если колея будет очень глубокой и узкой, не позволяющей хорошенько раскачать переднюю часть авто, то тогда проще остановиться, взять в руки лопату и подсыпать побольше снега с обочины в колею. После этого нужно чуть-чуть утоптать передними колёсами два мягких снежных пригорка, пару раз прокатившись по ним вперёд и назад. Дальнейший съезд с возвышений в колее не вызовет затруднений. И ещё: если у вас под рукой есть крепкая острая лопата или топор, можно вырубить в стенках колеи под нужным углом две направляющие канавки. Разумная помощь шинам при встречном разъезде в ледяной колее позволяет избежать потерь времени, нервотрёпки и повреждений кузова.

Вновь вспомним о переменчивой сибирской погоде. По мере приближения настоящей весны возможны ещё и метели, и туманы, и снегопады. Обильные осадки не только ухудшают сцепление шин с дорогой, но и затрудняют видимость. Поэтому другой важный постулат защитной манеры вождения сформулирован так: «Не вижу – не еду!» Иными словами, скорость движения в условиях ограниченной видимости должна быть такой, чтобы водитель всегда мог гарантированно остановить автомобиль при появлении внезапной помехи. Само собой, для этого световые приборы, шины и тормоза следует содержать в полной исправности.

Соблюдение правил защитного вождения наряду с использованием свежих и соответствующих сезону шин поможет обеспечить безопасность в каждой вашей поездке!

Наш эксперт: Залознов Василий Иванович